Если согласиться с мнением «физиологов—практиков», утверждающих, что без мяса человеческая пища не может считаться нормальной, то человечество оказывается в безвыходной ситуации. Большая часть человечества, заключает Бекетов, навсегда останется плохо или посредственно прокормленной массой, которой будет управлять горстка хорошо питающихся и интеллигентных людей. «Меньшинство (…) станет разрабатывать науки и искусства, заботиться о лучшем продовольствии масс и в то же время постоянно сознавать, что наделить всех нормальною пищей – несбыточная мечта.

Ученый указывает на привычки в питании цивилизованных народов древности (Китай, Индия), а также греков, в лучшие времена своей истории питавшихся с величайшей умеренностью и преимущественно растениями, за что они даже получили прозвища «малопищих» (jiiKpoxpaneZoi) и листоедов (cpuAAoxpcoyec;) (599). Предрассудок о безусловной необходимости смешанной животно—растительной пищи сложился исторически, вследствие долговременной привычки зажиточных классов европейского общества, а также вследствие удобств регулирования баланса между белковыми и безбелковыми веществами, предоставляемыми этой пищей (599).

ку эпохи неолита его современники, если бы он рассказал, что ему приснились во сне фантастические здания, башни и церкви, возвышающиеся над берегом озера и бороздящие воды озера паровые суда? (603) «Итак, повторяем, будущность за вегетарианцами, а науке предстоит великая обязанность – выработать формулу растительной пищи, вполне соответственную основным выводам физиологии» (604).

Так, например, читатель узнает о том, что существовал «лечебный Самиздат», то есть тайное издание книг по вопросам природной медицины, и что их автор, Сергей Александрович Бородин, рекомендовавший лечение голоданием, подвергался репрессиям.

РАЗМОЧЕННАЯ ОВСЯНКА!

Нордман рекомендовала для чая и экстрактов (отваров), были известны своими лечебными свойствами еще в античные времена, играли роль в мифологии, выращивались в садах средневековых монастырей. Аббатиса Гильдегард Бин—генская (Hildegard von Bingen, 1098–1178) описала их в своих естественнонаучных сочинениях «Physica» и «Causae et cu—rae».

И Боже сохрани, чтобы другие узнали, как на самом деле живут они ежедневно. Есть люди, которые закладывают свои вещи, чтобы лучше накормить гостей, купить ананас и вино, другие урезывают от бюджета, от самого необходимого для той же цели. Кроме того все заражены эпидемией подражания. «Неужели же у меня будет хуже, чем у других?»

Сравним четвертое письмо из рассказа о путешествии 1909 г.: «С такими чувствами и мыслями вошли мы вчера в Славянский базар завтракать. Ох, эта городская жизнь! Нужно вжиться в ее никотинный воздух, отравиться трупной едой, притупить нравственные чувства, забыть природу, Бога, чтобы быть в состоянии вынести ее. Со вздохом вспомнила бальзамический воздух нашего леса. И небо, и солнце, и звезды дают отблеск в нашем сердце. – Человек, вычисти мне скорее огурец. Слышишь!? Знакомый голос. Опять встреча. Опять мы втроем за столиком. Кто это? Не скажу. Может быть догадаетесь. (.) На нашем столе теплое красное вино, wisky [sic!], разные блюда, прекрасная в папильотках падаль. (…) Устала и домой хочется. А на улице—то суета, суета. Завтра сочельник. Всюду тянутся возы замороженных телят и другой живности. В Охотном ряду висят за ноги гирлянды битой птицы. Послезавтра Рождение Кроткого Спасителя. Сколько жизней погублено во Имя Его» 53. Подобные размышления до Нордман можно найти уже у Шелли в эссе «On the Vegetable System of Diet» (1814–1815) 54.


05.10.2019

CC0 1.0 Universal (CC0 1.0)
Всё, что опубликовано на этом сайте, передано в общественное достояние в момент публикации. Автор, отказавшийся от всех авторских прав, ПРОСИТ ни в каком виде не распространять и не продвигать то, что вы можете здесь прочитать. Автор, отказавшийся от всех авторских прав, ПРОСИТ не ассоциировать то, что вы можете здесь прочитать, ни с чем.