Все кратковечно и вскоре начинает походить на миф, а затем передается и полному забвению. И я еще говорю о людях, в свое время окруженных необычайным ореолом. Что же касается остальных, то стоит им испустить дух, чтобы «не стало о них и помину» 7. Что же такое вечная слава? Сущая суета.
марк аврелий

в начале?

Письмо LXXIV
     Сенека приветствует Луцилия!
     (1)  Твое письмо и обрадовало  меня,  и ободрило в  моей вялости, и еще
разбудило  мою  память,  теперь  неповоротливую  и  ленивую. Неужели ты, мой
Луцилий, сомневаешься в том,  что наилучшее средство достичь блаженной жизни
– это  убежденье  в одном: только то благо,  что  честно? Кто считает благом
нечто иное,  переходит  под власть фортуны и зависит от  чужого произвола; а
кто ограничил благо  пределами честности, –  у того счастье в нем самом. (2)
Одного печалит утрата детей,  другого тревожат их болезни, третьего мучит их
позор или обида, им  нанесенная. Того изводит любовь к чужой жене, этого – к
своей  собственной;  найдутся  и такие, кого  терзает  провал на выборах,  и
такие,  кому сама почетная должность не дает покоя. (3) Но самую многолюдную
толпу несчастных из числа смертных составят те, кого томит  ожидание смерти,
отовсюду угрожающей  нам,  ибо  нет  такого места,  откуда бы  она не  могла
явиться. Вот и  выходит, что нам, словно  на вражеской земле, надо озираться
во все стороны и  на  всякий шум поворачивать голову. Если не отбросить этот
страх, придется жить с трепещущим сердцем. (4) Встретятся нам и  сосланные и
лишенные  достояния,  и те,  кому мало  их  богатств,  – а  это  худший  род
бедности; встретятся и потерпевшие крушение или подобие крушения – те ничего
не ожидавшие и  уверенные  в будущем, кого  либо  гнев народа, либо зависть,
злейшая  пагуба лучших людей,  стали швырять, словно буря,  как раз  тогда и
налетающая,  когда  пловцы  доверятся  ясной  погоде, или  поразили,  словно
внезапная молния, приводящая в трепет всех  вокруг. Ибо как в  грозу всякий,
кто стоял ближе к огню, цепенеет наравне с задетым молнией, так и при всяком
несущем  беду  насилии  одного  поражает  несчастье,  остальных  – страх,  и
возможность беды печалит их не меньше, чем потерпевшего  –  беда. (5)  Чужие
внезапные горести тревожат душу всех свидетелей. Как птиц пугает звук пустой
пращи,  так мы бежим  прочь не только от удара, но и  от шума. Не может быть
блаженным  тот,  кто   поверил  пустому  мненью.  Ведь  нет  блаженства  без
неустрашимости, а  жить среди опасений плохо. (6)  Кто  больше всего  предан
случайному, тому не выпутаться из тревог: слишком много поводов к ним он сам
для себя  создал. Кто  хочет прийти  в  безопасное место, тому  одна дорога:
презирать все внешнее и довольствоваться тем,  что честно. Ведь кто думает о
добродетели, будто есть благо  больше нее и кроме нее, тот подставляет полу,
чтобы  поймать  брошенную  фортуной  подачку,  и ждет в  тревоге, что же она
пошлет. (7) Нарисуй-ка в  душе такую картину: фортуна – устроительница игр –
осыпает собравшихся смертных почестями,  богатствами, милостями;  но кое-что
пропадает, разорванное расхватывающими  руками,  кое-что приходится делить с
бесчестными  сотоварищами,   кое-что   приносит  великий  ущерб   тем,  кому
достается; часть оказывается у тех,  кому нет до этого дела, часть теряется,
потому что расхватывается  слишком  жадно,  или пропадает на стороне, потому
что уносится слишком  поспешно.  И  даже удачно  хватавшему  захваченное  не
принесет  надолго радости. Так  что всякий, кто  благоразумней  других, едва
увидев,  как  вносят  подарки,  убегает  из  театра,  зная, до  чего  дорого
обходятся пустяки. Никто не сцепится с уходящим врукопашную, никто не ударит
удаляющегося: вся свалка – вокруг добычи. (8) Так же обстоит дело и со всем,
что  с высоты швыряет  нам фортуна. Мы, несчастные,  бушуем,  разрываемся на
части,  жалеем, что рук только две, оглядываемся то в ту,  то в эту сторону.
Нам кажется, что дары ее, раззадоривающие наши вожделенья, раздаются слишком
поздно и достаются  немногим, хоть ждут их все. (9)  Они  падают – мы готовы
кинуться  к ним; захватим что-нибудь и  радуемся, что других обманула пустая
надежда; дешевая добыча часто стоит нам большой  неприятности или обманывает
нас, оставив ни с чем. Так уйдем с этих игр,  уступим место хватающим! Пусть
они зарятся на эти  ненадежные блага,  чтобы вся их жизнь  стала  еще  более
ненадежной. (10)  Кто решил достичь блаженства,  тот  пусть помнит, что есть
одно только благо – честность. А  если он видит и  другие блага, значит,  он
плохо думает о провидении, потому что с людьми справедливыми случается много
неприятностей  и  потому,  что  все,  уделяемое нам от  него, кратковечно  и
ничтожно в сравнении с долговечностью всей  вселенной.  (11) Вот от таких-то
жалоб  и  получается,  что  мы  оказываемся  неблагодарными  истолкователями
божественной воли. Мы сетуем, что все достается нам и не всегда, и помалу, и
не наверняка, и ненадолго.  Поэтому ни жить, ни умирать мы не  хотим:  жизнь
нам ненавистна, смерть страшна. Всякий наш замысел шаток, и никакая удача не
может нас насытить. А  причина в том, что мы еще не достигли неизмеримого  и
непревзойденного  блага, на котором не  может не остановиться  наше хотение,
так как  выше вершины нет ничего.  (12) Ты спросишь, почему добродетель ни в
чем не нуждается? – Она довольствуется  тем, что  есть, не жаждет того, чего
нет; если есть, сколько нужно, ей не бывает мало. Откажись от этого суждения
– и не останется  ни благочестия, ни верности. Ведь желающему быть и верным,
и благочестивым  придется  вытерпеть многое из того,  что  принято  называть
злом,  и  пожертвовать  многим  из того, чему  мы привержены как благу. (13)
Погибнет мужество, которое в  том и  состоит, что мы должны рисковать собою;
погибнет  благородство, которое  только тогда и  может  возвыситься, когда с
презрением сочтет мелким  все то, чего  толпа  желает  как  самого великого;
погибнет благодарность, которую никто  не воздаст, если  бояться труда, если
признавать что-нибудь более ценным, чем  верность, и не  стремиться к самому
лучшему. (14) Но перейдем  к другому.  Либо благо –  совсем  не то, что  так
именуется, либо  человек счастливее бога: ведь того, что готово  для нас,  у
бога нет  и в заводе; он чужд и  похоти, и изысканности пиров, и богатств, и
всех  этих приманок, завлекающих человека  дешевыми  наслаждениями.  Значит,
либо придется поверить, что бог лишен благ,  либо это как раз  и доказывает,
что все, чего лишен бог, не есть благо. (15) Прибавь еще одно: то, что хочет
прикинуться  благом,  отпущено животным щедрее, чем людям. Они и прожорливее
нас, и  неутомимее  в любви, и сил у них больше,  и здоровье более крепкое и
стойкое; следовательно,  они намного счастливее человека. Да и живут они, не
зная ни низости, ни козней, и наслаждаться они могут больше  и легче нас, не
опасаясь ни  стыда, ни  раскаянья.  (16) Так  рассуди  же, можно ли  назвать
благом то, в чем человек превосходит бога. Высшее благо мы должны хранить  в
душе; оно лишится всякой цены, если перейдет из лучшей части нашего существа
в  худшую,  если  будут  полагать  его  в чувствах, которые  у  бессловесных
животных  деятельнее, чем у  нас.  Нельзя  думать,  будто  плоть –  источник
высшего  нашего  счастья. Те блага истинные,  которые даются разумом,  они и
прочны, и постоянны, и не могут ни погибнуть, ни пойти на убыль. (17) Прочие
же блага мнимые, имя у них то же, что и у благ истинных, но свойств блага  в
них нет.  Их следует  именовать “благополучными”  или (лучше скажу на  нашем
языке) “предпочтительными” обстоятельствами и помнить, что они – наши слуги,
а не  части нас самих; пусть они будут при  нас, но нам нельзя забывать, что
они  вне  нас.  Даже  покуда  они при  нас,  –  причислять  их  надо к вещам
второстепенным и  незначительным, которыми никто не должен кичиться. Есть ли
что глупее, чем гордиться собою  по поводу того, к чему сам не приложил рук?
(18) Пусть благополучие к нам пришло, – но оно не срослось с  нами, так что,
если его отнимут, можно потерять  его  без кровавых ран.  Будем пользоваться
им,  но  не похваляться; да и пользоваться будем умеренно, словно доверенным
нам достоянием, которое придется вернуть. Неразумный, достигши благополучия,
долго его не удержит: ведь счастье, если забыть о мере, само себя душит. Кто
поверил мимолетным благам, тот быстро их лишится; а если и не лишится, будет
ими  раздавлен.  Немногим  удалось  мягко  сложить  с  плеч  бремя  счастья;
большинство  падает  вместе  с тем, что их вознесло, и гибнет  под обломками
рухнувших  опор. (19) Потому-то и нужно благоразумие, которое указывает меру
и учит  бережливости,  между  тем как невоздержность сама  спешит  разрушить
собственное  благополучие. Где нет меры, там и срок короток, если  только не
наложит  узды укротитель-разум. Свидетельство этому – судьба многих городов,
чья  надменная власть  пала в  полном расцвете,  потому что  все накопленное
добродетелью  погубила  неумеренность.  От  таких  превратностей  и  надобно
защищаться. Нет  стен,  непобедимых  для  фортуны;  так  возведем укрепления
внутри  себя! Если здесь  все  надежно, человека можно осаждать,  но  нельзя
взять приступом. – (20) Ты  хочешь  знать, каковы эти укрепленья? – Что бы с
тобой ни случилось, не выходи из себя; знай, что все направленное, на первый
взгляд, к твоему ущербу, служит сохранению вселенной, что в нем-то как раз и
осуществляется положенный миру кругооборот. Что угодно богу, то  пусть будет
угодно и  человеку; пусть  он дивится в себе только  тому,  что  смог  стать
непобедимым  и научился попирать всякое зло,  что благодаря  разуму, сильнее
которого нет ничего,  подчинил себе превратности,  боль  и обиду.  (21) Люби
разум – и эта любовь даст тебе оружие против жесточайших испытаний. Любовь к
детенышу  гонит  зверя  на рогатину,  дикость и неразумный  порыв делают его
неукротимым. Души юно  шеи  жажда славы  полнит презрением к  мечам и  огню;
некоторых призрак  и  тень  добродетели  заставляют  по  своей  воле идти на
смерть. Но куда более  отважен и стоек в сравнении со всем этим разум! И тем
решительнее вырвется он из любых  страхов и опасностей. (22) “Это не дело  –
отрицать всякое  благо, кроме  честности! Такие  валы  и рвы не защитят и не
укроют вас от ударов  фортуны! Вы сами признаете, что к числу благ относятся
и  преданность  детей,  и добрые  нравы сограждан,  и любовь  родителей.  На
грозящие  им  опасности  вы не  можете смотреть  спокойно:  вас  не  оставят
равнодушными смерть детей, сограждане в осаде, родители в рабстве”. – (23) Я
изложу сперва то, что обычно отвечают на такие возражения  в нашу  защиту, а
потом и то, что, по-моему,  следовало бы еще ответить. Одно дело – когда то,
чего мы  лишаемся,  оставляет  взамен  что-нибудь  неприятное:  так  крепкое
здоровье, если его  испортить, превращается в  болезненность, острое зрение,
притупившись,  делает нас  слепыми;  а когда подсечены колени, мы  не только
теряем  проворство,  но  и  делаемся бессильны.  Другое  дело – все  то, что
перечислено раньше: тут нам  такая  опасность  не  грозит.  Почему?  Если  я
потеряю благородного друга,  мне  не придется взамен страдать от  коварства;
если я похороню  добрых детей, их места не займут бесчестные. (24) И потом –
теряем мы не друзей, не детей, но их тела. Человек добра погибает не  иначе,
как ставши дурным; а этого не допускает природа, потому что и добродетель, и
всякое  ее  творение  не знают порчи.  И  еще, пусть погибли друзья, погибли
любимые дети,  в которых исполнились  молитвы отца, –  есть нечто, способное
заполнить пустоту утраты. – Ты спросишь, что это? – То самое, что сделало их
достойными: добродетель. (25) Она не допускает ни пяди пустоты, занимает всю
душу, не дает тосковать; ее одной нам довольно, ибо она – суть и начало всех
благ. Задерживают ли проточную воду,  утекает ли она – разве это важно, если
цел ее  источник?  Ведь если один потерял детей, другой  нет, ты не скажешь,
будто в  жизни  второго  больше  справедливости или  больше порядка,  больше
разумности, больше  честности –  словом, будто  она  лучше? Мы не становимся
мудрее оттого, что друзей у нас множество, или глупее оттого, что их теряем;
а  значит,   не  становимся  ни   блаженнее,  ни  несчастнее.  Покуда   цела
добродетель,  ты  не почувствуешь никакой утраты. – (26)  “Что же, разве  не
блаженнее окруженный толпою друзей и детей?” – Чем он блаженнее? Ведь высшее
благо не знает ни ущерба, ни  прироста; оно всегда в  одних пределах, как бы
ни  вела  себя  фортуна.  Отпущена  ли  человеку   долгая  старость  или  он
скончается,  не дожив  до старости, – хоть век будет различен,  мера высшего
блага  не изменится. (27)  Начертишь ли  ты больший или  меньший круг, – это
скажется лишь на его площади, а не на его форме; и пусть один круг останется
надолго,  другой ты,  едва  очертив на песке, тут  же  сотрешь – форма обоих
будет одна. Все, что правильно, оценивается не  по величине, не по числу, не
по  времени; его нельзя ни  расширить, ни сжать.  Сокращай как хочешь честно
прожитую жизнь,  сведи ее от столетия к одному  дню  – она  не  станет менее
честной.  (28)  Иногда  добродетель  распространяется  вширь,   –   пра  вит
царствами, городами, провинциями, законодательствует,  щедра на услуги детям
и близким; иногда стеснена узкими пределами бедности, изгнанья, одиночества;
но она не становится меньше, сведенная с  вершин в частную жизнь, из царских
чертогов в  низкую  хижину, (29)  лишенная обширных  прав  в  государстве  и
запертая в одном  доме, в тесном углу. Она не теряет величия, когда уходит в
себя, отовсюду изгнанная, потому что вопреки всему велик и несгибаем ее дух,
совершенна  мудрость,  непреклонна справедливость. А значит, не теряет она и
блаженства, которое все заключено в одной только душе, и  остается огромным,
непоколебимым  и  безмятежным,  чего  нельзя достичь  без  знания  всех  дел
божеских и человеческих. (30) А теперь о  том, что, как  было сказано, хотел
бы ответить я. Мудрого не удручает утрата  детей  или  друзей:  он с  тем же
спокойствием переносит их смерть,  с каким ждет своей, и как своей смерти он
не   боится,  так   о  смерти   близких   не   горюет.   Добродетель  сильна
последовательностью:  все ее дела согласны и созвучны с нею, но это созвучие
гибнет, если  дух,.  которому  надлежит  быть высоким,  угнетен  тоской  или
скорбью.  Всякий трепет и  тревога, и леность в любом  деянии несовместимы с
честностью. Ибо честность спокойна и неустрашима, она всегда налегке, всегда
наготове.  –  (31)  “Что  же,  мудрецу  не знакомо даже подобие волнения? Не
побледнеет  он,  не  изменится  в  лице,  не  похолодеют  у  него  руки?  Не
почувствует он ничего из того,  что происходит с нами не по велению  души, а
безотчетно, под внезапным действием самой природы?”  – Почувствует, конечно.
Но останется  при своем убеждении, что все это – еще не зло и здоровому духу
ради этого поникать не пристало. Все, что нужно сделать, он  сделает смело и
быстро.  (32) Кто не  согласится,  что это свойства глупцов – делать  всякое
дело вяло и неохотно, посылать тело в один конец,  душу – в другой и рваться
во все стороны сразу? Чем глупость кичится, за что любуется собою, за то как
раз ее и презирают; и даже то, чем хвалится, она делает неохотно. А если она
боится  какого-нибудь несчастья,  то в ожидании его страдает так, словно оно
уже пришло, и боязнь приносит ей все муки, которых она страшится. (33) Как у
слабых здоровьем недугу предшествуют  некие  признаки – вялость всех мышц” и
беспричинная усталость,  и зевота, и  пробегающий  по  телу озноб, –  так  и
слабый  дух  содрогается  задолго  до  того,  как  обрушатся  несчастья:  он
предвосхищает  их  и  падает  раньше времени. Но есть ли  что  безумнее, чем
мучиться  от страха перед будущим  и вместо того, чтобы  сохранить силы  для
пытки,  призывать  и приближать к себе те беды, (34) которые, если уж нельзя
их прогнать,  лучше оттянуть?  Ты  хочешь  убедиться,  что  никто  не должен
страдать от предстоящего? Пусть кто-нибудь услышит,  что через пятьдесят лет
его  ждет мучительная казнь, – ведь он  и не взволнуется, если не перескочит
через весь  этот промежуток и сам себя не потопит в том горе,  которое будет
век спустя. То же самое, когда  души, которые наслаждаются своей болезнью  и
сами ищут поводов  для скорби, печалятся  из-за того,  что  давно  прошло  и
забыто. Что минуло, что настанет, этого сейчас нет, и мы ни того, ни другого
не чувствуем. А больно только тогда, когда чувствуешь. Будь здоров.

Домский собор Рассказ впервые опубликован в журнале «Север» – 1971. – № 11.

   Дом… Дом… Дом…
   Домский собор, с петушком на шпиле. Высокий, каменный, он по-над Ригой звучит.
   Пением органа наполнены своды собора. С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья…
   И снова грозным валом бушующих страстей сносит все, снова рокот.
   Звуки качаются, как ладанный дым. Они густы, осязаемы. Они всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.
   Все замерло, остановилось.
   Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы — все-все это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.
   «Может, все что было до этого, — сон? Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром.
   Зачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? Зачем? Почему?»
   Дом. Дом. Дом…
   Благовест. Музыка. Мрак исчез. Взошло солнце. Все преображается вокруг.
   Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стеклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.
   Зал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, партийными и беспартийными, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.
   И никого нет в зале!
   Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.
   Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра…
   И вдруг, как наваждение, как удар: а ведь в это время где-то целят в этот собор, в эту великую музыку… пушками, бомбами, ракетами…
   Не может этого быть! Не должно быть!
   А если есть. Если суждено умереть нам, сгореть, исчезнуть, то пусть сейчас, пусть в эту минуту, за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба. Раз не удается нам жить свободно, сообща, то пусть хоть смерть наша будет свободной, и душа отойдет в иной мир облегченной и светлой.
   Живем мы все вместе. Умираем по отдельности. Так было века. Так было до этой минуты.
   Так давайте сейчас, давайте скорее, пока нет страха. Не превратите людей в животных перед тем, как их убить. Пусть рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рев убийцы.
   Домский собор! Домский собор! Музыка! Что ты сделала со мною? Ты еще дрожишь под сводами, еще омываешь душу, леденишь кровь, озаряешь светом все вокруг, стучишься в броневые груди и больные сердца, но уже выходит человек в черном и кланяется сверху. Маленький человек, тужащийся уверить, что это он сотворил чудо. Волшебник и песнопевец, ничтожество и Бог, которому подвластно все: и жизнь, и смерть.
   Домский собор. Домский собор.
   Здесь не рукоплещут. Здесь люди плачут от ошеломившей их нежности. Плачет каждый о своем. Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.
   Домский собор. Домский собор.
   Ты в моем содрогнувшемся сердце. Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. За все, за все благодарю!
 
 
 
Astafev_Vesenniy-ostrov.f5o1zw_RuLit_Me.fb2
CROP! Астафьев – До будущей весны.fb2

Мысль о каких-то неизвестных песнях цоя пришла сегодня 12102019 сама собой. Раньше я их не читал и гн дкмал, что есть что-то новое после атамана 2012 года…

Лот 366, аукционный дом «Литфонд». Фрагмент, текст неизвестной песни. 22082018

Я не знаю какой тебе нужен ответ
Я тебя не люблю, никогда не любил
Передай папе с мамой мой последний привет
Передай что уехал, передай что забыл

Это был лишь минутный офицерский порыв
Ты гуляла в саду я не стал рассуждать
Я так жил и живу и пока еще жив
И не надо пожалуйста меня упрекать

Ты пойми что меня может завтра убьют
Что ты скажешь тогда?, уж не то что теперь
Ты пойми что теперь для тебя меня нет
Вот и все мне пора, закрой за мной дверь

Лот 366, аукционный дом «Литфонд». Фрагмент, текст неизвестной песни.

Мы двигаемся словно снятые замедленной съемкой
Под неласковым солнцем на Петропавловском пляже
И похоже что именно здесь наше место под солнцем
Единственное движенье — это движенье реки <вся строка зачёркнута>
И прямо около ног тихо  течет река

И каждый из нас занят своими делами
Я например вспоминаю у кого я в долгу
занят подсчетом долгов <вся строка зачёркнута>
Каждый здесь мечтает о солнечном юге
И чтоб не было видно домов на том берегу

Вместе мы все всегда будем вместе
Мы механизм к которому запчастей нет
Вместе мы всегда будем вместе
И встретимся здесь у Невы через тысячу лет

Но вот не пришел один и другой не пришел
Зря говорят что лес о деревьях не плачет
<неразборчиво, вся строка зачёркнута>
Каждый из нас тревожно смотрит на стол
Нас еще много и это хоть что нибудь значит
Каждый из нас когда нибудь ляжет на стол

CC0 1.0 Universal (CC0 1.0)
Всё, что опубликовано на этом сайте, передано в общественное достояние в момент публикации. Автор, отказавшийся от всех авторских прав, ПРОСИТ ни в каком виде не распространять и не продвигать то, что вы можете здесь прочитать. Автор, отказавшийся от всех авторских прав, ПРОСИТ не ассоциировать то, что вы можете здесь прочитать, ни с чем.