Так Приходящий точно знает, точно видит, что существа таким образом обретут неизмеримое количество благости счастья. И по какой причине? По той, что для этих существ не будет существовать ни образа „я“, ни образа „человек“, ни образа „существо“, ни образа „долгожитель“, а также не будет для них существовать ни образа „закон“, ни образа „не–закон“.[12]

«Субхути, как ты думаешь, может ли у архата[19] быть такая мысль: „Я достиг архатства или нет?“». Субхути сказал: «О нет, Превосходнейший в мире. И по какой причине? В действительности нет никакой мерки, по которой называют архатом. О Превосходнейший в мире, если бы у архата была мысль: „Я достиг архатства“, то он облёкся бы в „я“, „человек“, „существо“ и „долгожитель“.

Субхути, следует знать, что как смысл этой сутры нельзя оценить умом, так и плод её нельзя оценить умом.

Субхути, не говори, что у Так Приходящего есть такая мысль: „Есть Закон, который я проповедую“. Нельзя иметь такую мысль. И по какой причине? Если люди говорят, что есть Закон, который проповедовал Так Приходящий, то они клевещут на Будду по той причине, что не могут понять то, что я проповедую. Субхути, проповедующий Закон не имеет Закона, который можно было бы проповедовать. Это и именуют проповедью Закона

Наиболее известно четверостишие, в самом конце сутры повествующее о мимолетности (Анитья):

    Как на сновидение, иллюзию,
    Как на отражение и пузыри на воде,
    Как на росу и молнию,
    Так следует смотреть на все деятельные дхармы.

В буддизме считается, что атман нельзя обнаружить с помощью своего непосредственного опыта в медитации или обычной жизни, так как атман является результатом мысленных конструкций, спекуляций, слухов, ошибочной интерпретации опыта в медитации или, в случае слов о «я», просто «оборотом речи», как указывал Будда. Говоря об убеждённости в существовании атмана или «я», Будда сравнивал такую убеждённость с человеком, рассказывающим о любви к самой красивой женщине в мире, но не знающим её лица, имени и родственников[3].

    **********
    «Прообразы» данного четверостишия — несмотря на «революционность» сутры по отношению к палийскому канону — содержались уже в палийских писаниях, таких как Дхаммапада или Сутта-нипата:
    «Как на пустоту взирай ты на этот мир.
    Разрушив обычное понимание себя, ты поборешь и смерть.
    Владыка смерти не узрит того, кто так смотрит на мир.» — говорит Будда Сиддхартха Гаутама Шакьямуни в Сутта-нипате (строфа 1118).
    **********
    «Кто смотрит на мир, как смотрят на пузырь (на воде), как смотрят на мираж,
    того не видит царь смерти.» (Дхаммапада, строфа 170)

CC0 1.0 Universal (CC0 1.0)
Всё, что опубликовано на этом сайте, передано в общественное достояние в момент публикации. Автор, отказавшийся от всех авторских прав, ПРОСИТ ни в каком виде не распространять и не продвигать то, что вы можете здесь прочитать. Автор, отказавшийся от всех авторских прав, ПРОСИТ не ассоциировать то, что вы можете здесь прочитать, ни с чем.